Кто ухаживает за пожилыми людьми

Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Имеет ли право государственный социальный инспектор требовать ОБЯЗАТЕЛЬНОГО присутствия человека, который осуществляет «догляд за людиною більше 80 років, який проживає за іншою адресою»? Если ДА, то каким законом это прописано? У меня сложилась такая ситуация, что инспектор приходил два раза и меня не застал, а мама была дома (за ней я досматриваю по возрасту). Но ему этого не было достаточно и он присылает мне письма, что я отказываюсь ему установить факт проживания мамы по своему адресу (хотя он ее там заставал). Мама активная, сама может за собой ухаживать, а я помогаю ей в тех вопросах, которые она не может сама решить. Ю.

ОТВЕТ ЮРИСТА. Здравствуйте, Ю.

Для ответа на ваш вопрос ситуация требует небольшого уточнения.

Я так понимаю, что вы получаете компенсацию от государства за «догляд за людиною більше 80 років»? Уточните пожалуйста, как вы это официально оформили, если ваша «мама активная, сама может за собой ухаживать»?

Да, я оформил компенсацию от государства за «догляд за людиною більше 80 років» в размере 4,80 грн. Вообще-то ей больше 80 лет! И в законодательстве не предусмотрено, что она должна быть лежачей или инвалидом (см. законодательство)? Поэтому вопрос не стоит: правильно ли ей дали компенсацию, а в том, что каким образом должен осуществляться догляд. Я понимаю так, что если человек сытый, ухоженный и все на данный момент у него есть, то это значит, что догляд за ним осуществляется правильно, что и должен зафиксировать социальный инспектор. А установление факта проживания мамы ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ в моем присутствии — не имеет никакого смысла, как и ее материальное положение. Спасибо за ответ.

Во-первых, в законодательстве все предусмотрено. Я поэтому у вас и уточнила ситуацию.

Процедуру назначения и выплаты государственной компенсации по уходу за людьми пожилого возраста регулирует Постановление КМУ «Про затвердження Порядку призначення і виплати компенсації фізичним особам, які надають соціальні послуги» от 29.04.2004г. №558.

Согласно п.1 этого Постановления компенсация назначается «непрацюючим фізичним особам, які постійно надають соціальні послуги (догляд) громадянам похилого віку. які не здатні до самообслуговування і потребують постійної сторонньої допомоги».

Согласно ч.2 п.6 данного Порядка лицу, нуждающемуся в таком уходе, необходимо предоставить «висновок лікарсько-консультаційної комісії про необхідність постійного стороннього догляду та нездатність особи до самообслуговування (за винятком інвалідів I групи, інвалідність яких встановлена безстроково та які згідно з довідкою до акта огляду медико-соціальною експертною комісією потребують постійного стороннього догляду)».

Во-вторых, поскольку догляд за пожилым человеком, согласно законодательству, осуществляется в том случае, когда человек не способен к самообслуживанию и требует постоянного ухода, присутствие лица, осуществляющего такой уход требуется на постоянной основе. Таким образом, законодательством определен неработающий человек, ухаживающий за человеком пожилого возраста, постоянно нуждающемся в посторонней помощи.

То есть, социальный инспектор, контролируя, как ведется уход за пожилым человеком, постоянно требующим посторонней помощи, вполне закономерно рассчитывает рядом с таким человеком видеть лицо, оказывающее такой уход.

П.15 Порядка говорит о том, что «якщо одержувачем компенсації приховано або подано недостовірні дані, що вплинуло на встановлення права на призначення компенсації та визначення її розміру, внаслідок чого були надміру виплачені кошти, то такий одержувач повинен відшкодувати структурним підрозділам з питань соціального захисту населення районної, районної у м. Києві державної адміністрації, виконавчого органу міської ради надміру виплачені суми за весь період, коли фізична особа не мала права на одержання компенсації».



догляд, уход, догляд за людиною похилого віку, компенсація за догляд:meta_desc